воскресенье, 7 июня 2020 г.

Свой островок




Первый праздник в Израиле, который я застал, сразу несколько дней после приземления в аэропорту Бен-Гуриона, ещё в первом-терминале, без которого не обходиться ни один фильм про Израиль был День Независимости. Праздник мне понравился свое, как бы антитезой к той манере праздников, с которыми я был знаком до этого. Коммунистические праздники были чересчур официальными, с большим количеством пафоса и ложи, вокруг них. Декларируемая ими идеология расходилась с той действительностью, которую я наблюдал вокруг себя, а визит дяди Изи, старинного папиного друга, из США, послужил катализатором моего понимания, что Америка не на другой планете и там можно оказаться. Христианские праздники соседей были мне чужды, благодаря книги Ицхака Зильбера "И в огне не сгорит". Именно с этой книги началось моё еврейское самосознание, когда я ощутил себя чужим в родном мне городе и уже идя по брусчатке Галицкой, я понимал, что приближаюсь к тому моменту, когда под моими ногами будет тротуар Иерусалима или Нью -Йорка. Еврейские же праздники, хоть и я имел о них знания и даже приобрёл на книжной толкучке отпечатанную где-то за границей, но на русском языке, Пасхальную Агаду, где описывался пасхальный седер, в нашей семье, хоть и отмечались, скромно, но не были наполнены таким уж и смыслом - советская власть умудрилась ассимилировать поколение моих родителей, мы же считали себя евреями только потому что, другие нас ненавидели. Всё-таки основательный повод - ненависть в галуте, это, как яд, который с одной стороной делал нас изгнанниками среди других народов и она же, ненависть, попадя на евреев, впитываясь в нашу среду, порождала недоверие и разобщённость вокруг нас. Так уже было один разве нашей истории, но наш предводитель, тогдашний лидер, решил этот вопрос так же, как и сержанты на курсе молодого бойца, в простонародии называемые тиронут. Правда если тиронут длиться до полугода, за редким исключением и завершается марш-броском по пустыне, то КМБ на уровне всего народ занял 40 лет все народного метания по пескам, камням и редким кустикам.
Первый праздник, заставший меня в Израиле, эта музыка, шум, брызгающие друг в друга похожие, стучащие по голове огромными надувными молотками или пищалками с фразой "Смейся дурак - ты свободен", повлияли на меня так, что я захотел стать частью этого народа. Не теми, скучными, сжатыми евреями галута, которые живут и готовы к очередным бедам, готовы на генетическом уровне к погрому, убийству или грабежу, только на основании того, что они евреи, в чём заключается их единственная вина, а частью израильтян - шумных, беспокойных, и главное свободных. Спустя много лет я понял их главное, а потом и нахе правило - не унывать и ихье бесдер (всё будет хорошо). Ихье бедер фраза, вообще применимая к многим обстоятельствам, к примеру, выброшенных из окна квартиры соседа сверху старый холодильник, который бьёт с ужасающим грохотом по решётке, но пока я начну воспринимать всё с юмором, пройдёт немало лет, а пока меня раздражает эта безалаберность и беспорядок.
Спустя много лет, в один из Дней Независимости, я шёл по-пустому, практически Тель-Авиву. Пустому, не так, как в наши дни - пандемии и короновируса, а как было раньше. Большая часть публики отсутствовала - выезжали на природу, в лес или на пляж, чтобы жарить шашлыки. В городе оставались мизантропы и одиночки, а я точно подходил под оба критерия - уже умерла мама, а компании давно не было, да и традиция наедаться до потери сознания, в День Независимости, меня раздражала. По сути, я подвергал критике всё - от гастрономических привычек моего народа до припаркованных на тротуаре велосипедов, которых надо было обходить по проезжей части... В какой-то момент, я начал анализировать гастрономические аспекты праздников, причём, чем дальше, тем больше раздражался.
Праздники отмечать в Израиле у меня получается с трудом, основной момент, который меня смущает в праздниках, это гастрономический вопрос. Разве мало народу 613 заповедей, так ещё и праздники превращены в какой-то квест. Начал с Хануки, когда весь еврейский народ ждёт повторения ханукального чуда - съешь восемь пончиков по калорийности одного. Причём кулинария идёт им навстречу, выпуская всё менее калорийные и соответственно невкусные пончики. Такое ощущение, что из года в год, пончики на Хануку, всё более красивые и всё более химические по-вкусу. Масло, уж производители, точно не меняют все восемь дней и жарят на одном и том же. На Пурим я должен напиться, а с возрастом я не очень хорошо воспринимаю алкоголь и всё меньше получаю от него удовольствия. Правда печеньки "озней Аман" вкусные, хорошо идут к кофе, которое опыт же пьёшь с сахаром, что не есть хорошо. Песах, великий праздник еврейского народа начинается с того, что сначала мне, вышедшему из рабства предписывают, как надо отмечать его и до этого надо так выдраить квартиру, как матросу корабль перед визитом адмирала, а потом, целую неделю не есть ни хлеба, ни мучного вообще. После такой уборки, пару дней лежишь пластом. Мне, так сказать вышедшему из рабства говорят, как сидеть, как лежать, что сказать и сколько выпить - просто праздник свободы. Ради этого - надо было идти 40 лет по пустыне. Шавуот - тут конечно можно есть мучное, но предпочтительно с молочным, что исключает мясное. Не у всех желудок, между прочим, хорошо реагирует на такой рацион, и я из их числа. Я простите не младенец, чтобы жить молоком единым. Суккот, вроде простой праздник начала осени, единственное требование ешь в шалаше, но даже его умудрился испортить мой сосед.  В последний Суккот умудрился поставить шалаш под моими окнами и разжечь мангальчик в двух метрах от комнаты, где хранятся газовые баллоны. Я ему намекну, что если ему жить надоело или он в чём-то разочарован и решил свести счёты с жизнью, то я его отговаривать не стану - его, так сказать, конституционное, хоть в Израиле и нет конституции право, но сначала мог бы поинтересоваться мнением соседей. Может кто-то хочет ещё пожить? Знаете, сколько людей столько и мнений, а если этот поц (аббревиатура - парень очень ценный), решил взорваться, то я ему компанию не составлю. Меня же он не позвал в шалаш на шашлыки, так с какой стати я должен умирать вместе с ним? Или он решил повторить подвиг одного типа и взлететь на небо на газовом баллоне? Я так его и спросил об этом, после чего имел пару месяцев Криворожья. Надо было ему сказать:" Конечно дорогой, открывай дверцу комнатёнки и жарь там свой шашлычок, прямо рядом с этими симпатичными баллончиками". Йом Кипур, оказывается тоже праздник, но и он отмечается особо - на пустой желудок. Простите, я не дорос духовно радоваться на пустой желудок. Раздражение переполняло меня - что я один, что нет компании, а точнее, я отказался от двух или трёх приглашений, чтобы идти с тяжёлым фотоаппаратом по-пустому и раскалённому средиземноморским солнцем городу, как вдруг я увидел его, маленький столик на тротуаре со своим мангальчиком. Рядом стояла маленькая мазанка, по-моему, построенная в те времена, когда это территорией управляли не то, что британцы, а турки и дверь в неё была настолько низкая, что даже при моём росте, мне пришлось бы сгибаться, чтобы войти. Халупку окружали огромные дома, в новомодных бетонно-стеклянных небоскрёбах, дома поменьше, какие-то уютно-семейные, а на неё, её территорию никто не позарился, и хозяин остался не ней жить. Остался, также, ка и остался я в прошлом, когда кто-то из друзей, родственников или знакомых, резко рванул верх, кто-то создал семью, кто-то карьеру, кто-то... есть и такие в лучшем из миров, а ты сидишь возле своего домика сапожника Тыквы и счастлив. Всё ушло - мама ушла, друзья, как бы и не друзья, родня уже не та и не те, а я остался в своей ужасно львовской для Израиля квартире. И я счастлив...  Вот твоё, маленькое счастье и твой островок покоя, который есть у меня. Я пошёл дальше, в Неве-Цедек, думаю о домике, о его хозяине, которого я так и не увидел и его мангале - островке спокойствия в нашем сумасшедшем и динамичном мире.  О том покое, который приобрёл я и о том, что Б0г, иногда посылает нам вполне ясные знаки, просто надо внимательно присматриваться, чтобы разглядеть их и понять.

Tel-Aviv 2020

Комментариев нет:

Отправить комментарий