воскресенье, 20 мая 2018 г.

Дорога в школу

<<<Дорога в школу>>>

Темно-то как ... За окном ветерок и горло болит, всю ночь ворочался. Сажусь на кровати с закрытыми глазами и понимаю, что не хочу идти в школу, чтобы придумать, чтобы не пойти, но ведь я, же болен - горло серьезно болит... Постойте, в какую такую школу? Нет, школа, конечно, она одна -35 средняя школа на улице Бехтерева, а идти туда надо по Ватутина, только я слегка опоздал, на 20 с лишним лет.

* * *

Все свои годы я проходил в одну и туже школу и в один и тот же класс, класс А. Попал я в него совершенно случайно. Может кто-то и помнит, но я был влюблен в двух сестер -Илону и Юлию Н. которые жили возле Каплицы Боимов и Илона пошла в класс А, а меня записали в класс Б. Узнав об этом, я закатил дома истерику и мама поднажав перевела меня в класс А, а Илона , сделав тоже самое, была переведена в класс Б.Так собственно говоря, толи к добру, то ли нет, но разошлись наши дорожки и периодически я думаю об этом, как впрочем, и о любом событии моей жизни во Львове.

Сначала, когда наша семья ещё жила на пл. Рынок 19, то мне надо было идти в школу по ул. Галицкой, затем был опасный, по мнению мамы, переход и продолжал путь уже по ул. Ватутина. Улица Галицкая была полной противоположностью ул. Ватутина - первая, коммерческая, с большими витринами всевозможных магазинов, киоском "Союзпечати" возле Каплицы Биомов и грустным Иисусом на верху. Витрины были разнообразные, начиналось все с магазина "Головных уборов", на углу пл. Рынок и Галицкой, далее, если идти по направлению к школе, то с правой стороны был огромный магазин одежды, со скудным выбором советской легкой промышленности , слева магазин радиодеталей ,на углу улиц Фрунзе и Галицкой, потом шли магазины "Галантерея", с булавками, заколками, какими-то ужасными кошельками, сумками и портфелями из кожзаменителя. Кожзаменитель был по прочности таков, что сумки не знали сносу и единственный урон, который они могли понести был разве что оторванная ручка в какой-то давке в троллейбусе или трамвае. Школьные ранцы, а тогда мы не знали, что такое ортопедические ранцы, вполне подходили для ведения локальных школьных баталий и катания на них, зимой, по льду. Вообще, меня поражает прочность той, ещё советской галантереи. Видимо идеей было создать вещь, которую вполне можно передать своим потомкам, а теже советские кошельки, несносимые, вполне предназначались служить до того момента, пока надобность в них - отпадет сама собой, то есть наступит коммунизм. Или может расчёт строился на то, что советская галантерея должна пережить третью мировую и далее служит делу пролетариата?

Пересекаю улицу Комсомольскую, на углу была аптека, где можно было купить витамины по 6 копеек и анальгин, кроме того были какие-то батончики, ("ГАМАДДИН", если не ошибаюсь), которые я в детстве любил.

Если свернуть вправо и пройти немного вниз, по Комсомольской, то там был киоск "Лото", где советские граждане могли заполнить лотерею 6 из 35, а следующим был магазин "Мелодия", с огромным количеством зачастую никем, не покупаемых виниловых пластинок. Правда надо отметить, что у меня в доме был большой проигрыватель и проектор диафильмов. Моя мама искренне верила, что эти передовые достижения техники помогают ребенку гармонично развиваться, в частности слушаю сказки на пластинках, я учился правильной русской речи и произношению. Может быть, кто знает? Кстати проигрыватель грампластинок был сам по себе каким-то массивным и основательным сооружением, в деревянном корпусе, на фронтальной панели была огромная шкала радио, и стоял он на четырёх ножках. Чтобы установить пластинку, то надо было приподнять массивную верхнюю крышку, закрепить ее так, чтобы она не стукнула тебя по пальцам, аккуратно поставить пластинку на прорезиненный круг и, не дыша, микроскопическими движениями установить краешек иголочки на край пластинки, сдвинуть рычажок и ... треск, шум, затем начинался голос

"...в некотором царстве, некотором государстве...". Сравнивая это массивное устройство с моим mp3 sandisk где записано 12 гб информации, можно провести параллель между временами. Дни тогда тоже были большие и длинные, солидные и основательные, поэтому, наверное, я их и так тщательно помню, а сейчас они какие-то маленькие, скукоженные, меньше спичечного коробка, вполне размещающиеся в кармане моих джинс. Время что ли стало другое? Может тот ограниченных доступ к техническому прогрессу, наивные фильмы, которые крутили на белой простые, м мультфильмы, все-таки предпочтительнее современных GTA , компьютерных стрелялок и что-то нецензурируемого потока информации в котором плавает детский ум, но кто меня спрашивает - могу повторить я риторически?

Следующий за аптекой был магазин обуви, где работал Богдан - знакомый отца, толстый выпивоха и бабник, любитель рыбалки, шашлыка и пива. Про ту рыбалку, когда Богдан приехал с сетью и 5 бутылками водки, а на утро смотался по озеру Глинонавария вокруг, чтобы купить рыбку на уху, надо писать отдельный рассказ. Надо отметить, что все-таки дядя Богдан был профессионал - водки не осталось, и никто не утонул, рыба со страху ушла на дно. Единственная отметина - шрам на ноге отца, когда Богдан попытался глушить рыбу каким-то своим устройством. Вообще, у моего отца было много знакомы из среды украинцев с именем Богдан, наверное, это был какой-то протест против советского строя, может подспудный и неосознанны? Быть данным Богом в официально безб0жной стране.

В магазине Богдана советские граждане покупали обувь с фабрики "Рембытобувь" или заказывали ее по индивидуальной мерке, оплатив в магазине. Напротив был магазин, тоже огромный с детской обувью, но уже сделанной массово. Ассортимент не менялся годами, как и дизайн (тогда даже слова такого не знали) витрин. Наверное, это было связанно с тем, что духовное начало в строителях коммунизма, должно было преобладать над материальным, а впрочем - народ во Львове, те кто хотел, те кто понимал и те кто имел возможность отоваривались совсем другими путями. Остальные? К 20 годам имели ноги, как у стариков - натертые, с мозолями и грибком от плохо вентилируемой обуви.

Магазин "Лис Микита" с его оловянными и пластмаcсовыми солдатиками, какими-то наборами конструкторов и машинами из жести, величиной с собаку, породы доберман и таким же весом. Зимой ассортимент пополнялся санками на алюминиевой основе. На углу улиц Валовой и Галицкой была "Ощадна касса",пережившая и Австро-Венгрию, Польшу, оккупацию, СССР и судя по всему планирующая пережить - незалежну Украину. В ней можно было положить деньги на счет, оплатить коммунальные услуги, проверить лотерейный билетик или получить деньги по какому-то займу времен Великой Отечественной войны. Все-таки, надо признать, что в отношении денег СССР, по крайней мере, было честным государством, хоть и со скрипом, но долги гражданам оно отдавало, чего в мире Абсолютной Свободы и Вечной Инфляции, как-то не очень практикуют.

Пересекая небольшой скверик я подходил к Большому и Страшному перекрестку на пл. Галицкой и ул. Ватутина. Нудный инструктаж моей мамы до сих пор стоит у меня в ушах, когда я также объясняю правила дорожного движения моему сыну "... ждешь, ты ждешь пока загорится зеленый свет, но даже после этого, посмотри налево и убедись, что все автомобили стоят и после быстро ты пересекаешь проезжую часть до половины дороги, смотришь направо и если у тебя нет помех, то также быстро ты пересекаешь вторую половину проезжей части...".Наверное я вел сейчас себя так, как сейчас ведет мой сын, смотря на меня с недоумением, а я смотрю на него и не могу понять, он вообще слушает меня и вообще, о чем он сейчас думает. Наверно у него свой мир, как был и у меня, да и у каждого ребенка в его возрасте. Улица Ватутина несла отпечаток какого-то спокойствия и умиротворения. Высокие деревья создавали над тобой арку и даже в сильный дождь, не имея зонта, ты всегда мог переждать дождик, если тебе так уж было лень добежать до школы. С одной сторону улицы Ватутина тянулся какой-то корпус Политеха, возле которого периодически толпились группки взрослых и серьёзных студентов в темно-зеленых офицерских рубашках, куривших сигареты "Львов" и "Космос", другое было просто несолидно. Спустя пару лет, в школьных брюках и зеленой рубашке, я буду стоять на уроках НВП у Довлатова Вадима Сергеевича, пусть будет ему земля пухом. На другой стороне был расположены, по мере приближения к школе магазин польской книги, заправочная сифонов и редакция Польского Радио. Все-таки, часть поляков не доехала до далекого Бреслау, ставшего Вроцлавом. Так эти осколки польского прошлого, периодически появлялись в моей той, школьной жизни в городе Львове. Как-то я не особо задумывался, что город Львов имел историю, польскоговорящую до 1948 года. Мне все это казалось естественным, как улицы Ватутина, Горького, Пушкина и Гвардейская. Нет, периодически возникали на языке парк Косцюшко, Кайзервальд и Академическая, но что стояло за ними - я в те годы не интересовался. Заправка сифонов тогда стоила 6 копеек, я брал два больших стеклянных сифона и бежал с ними в магазин, там, закрепив их краниками вниз, наполняли шипучей содовой водой. Сейчас, покупаю воду в больших пластиковых бутылках, я как бы хочу почувствовать тот, колючий на кончике языка, вкус детства.

Поэтому я скептически, с высоты моих лет и очень больших дней детства смотрю на современную львовскую молодежь, которая искренне уверенна, что до 1992 года, не было львовской истории. Боюсь, как бы открытие их не ошарашило. В школу, в первый класс меня водил дед Володя, для него это был утренний моцион и возможность побыть с любимым внуком, а кроме того возможность, хоть ненамного отключится от нравоучений бабушки Даши.

Первые два года меня водил в школу он, потом я уже делал это самостоятельно, правда мама смотрела на то, как я перехожу дорогу с веранды нашей квартиры на пл. Воссоединения, куда мы переехали после сложно размена квартир через суд. Вход в школу был через двор, задний вход. Почему так было на протяжении 10 лет моей учебы и почему зарешечены окна первого этажа, можно прочитать у моего знакомого А.Берлина на сайте "Эмигрантов из Львова". Попадая в школу через вход для прислуги, мы проходили мимо дворницкой, обязанность ее выполняла старая украинка и ее семья, поднимались пол-этажа по ступенькам и вступали в Храм. Помпезность здания моей школы до сих пор меня поражает - эти высокие потолки, мраморные широчайшие лестницы, натертые до блеска бронзовые ручки дверей и учителя, в роли культовых служителей, как-то обстановка внушала почтение любому из учеников. Наверное, поэтому у меня вызывает скепсис караваны и комнатенки израильских школ, где нерадивые ученики ругаются матом, с первого класса, с мелкими и злобными преподавателями, искренне ненавидящими своих учеников. Мой первый класс находился в конце коридора первого этажа, в самом углу, рядом с кабинетом труда. Бегать по школе нам запрещалось и даже строем, если я не ошибаюсь первые дни, мы ходили в туалет и на перерыв во двор, где росло огромнейшее дерево. Школа была для меня шоком, как-то до того, у меня не было особого опыта общения в коллективе, поскольку в детский садик я не ходил, а компания во дворе была сугубо мужской. Но все же, с трудом, ошибками, через драки и тумаки этот опыт наживался, опыт вступления в непростую взрослую жизнь. Сейчас, оглядываясь спустя много лет, мне кажется, что человека формировала школа и при всех достоинствах и недостатках системы, все мои учителя, без исключения были люди, которые хотели учить за что им моя искренняя Благодарность -Демченко Анастасия Дмитриевна, которая из двоечника , сделала четверочника, просто придя домой к моей маме. Скорее всего, двойки первых месяцев в школе, были моей реакцией на новое устройство мироздания. А может просто надо было взяться за меня и я не понимал, что мое детство кончилось и не хотелось с ним прощаться? Среди них не было случайных людей, а это так важно. Современная школа меня шокирует своими отношениями между учениками, их одеждой, манерой поведения, вседозволенностью, поборами, как гласными, так и негласными со стороны Минпроса. Глупейшими учебниками, которые стоят уйму денег и по своей природе одноразовые, которые предназначены изначально пойти на переработку и в мусор. Какими-то несуразными ранцами с ортопедическими прокладками вдоль спины, которые предназначенные для перетаскивания грузов, впрочем, современные дети так и таскают их. Помню нашу библиотеку, где в начале года, при "плохой" коммунистической системе, каждый ученик получал бесплатно учебники на весь учебный год по всем предметам. А многочисленные секции, практически бесплатные? Сейчас там все изменилось и мой одноклассник Макс, в годы моей юношества изрядный раздолбай, а сейчас солидный бизнесмен ,сидит по вечерам в своем трехэтажном пентхаусе и проверяет уроки сына, поскольку это никому нельзя

передоверить, сколько не плати. Проверяет карманы, потому что наркомания помолодела и просто говорит мне, что я безнадежно остался в прошлом.

Наверное, он прав, я безнадежно остался в том прошлом, где дни были большие, как проигрыватели грампластинок...

В день моего Первого Звонка мой отец отснял пленку, на которой видно меня, моих друзей, одноклассников, родственников. Скоро часть из них исчезнет из моей жизни, кто-то умрет, уедет, разбросает жизнь спустя небольшой срок в десять лет, но вглядываясь в маленькие, черно белые снимки, я вижу будущее каждого из них, короткую или длинную жизнь, счастливую или несчастливую, удачную или нет. Можно спорить о преимуществах пленки или дигитальной фотографии, различных процессов, жанров, подходов к съемке, но когда я был на Первом Звонке своего сына и смотрел на его одноклассников я совершенно не радовался за них и может быть они счастливы, что не знают того, что их ждет и того, что я вижу? Знаете ли, лишние знания - лишние печали.

* * *

И вот сегодня я не захотел пойти в школу, пока не понял, что в школу мне, в общем-то, идти и не надо, что мне давно уже даже на надо идти в институт и что мне уже много лет -20 лет, как мне не надо идти в школу. К чему я это подумал, может, спал, может моя работа просто никому не нужна, за исключением меня самого, как работа моих многих, далеко не глупых, друзей и знакомых. А может ...странные вещи происходят в ночь на Хэллоуин, святого Касьяна и Пасху Мертвых и если вам нет острой необходимости чего-то делать, то лучше ложитесь вы спать пораньше, поплотнее закрыв окна и двери до рассвета.

1 комментарий:

  1. Ученик сш 50 а потом 62 54 64 годах с удовольствием прочел ваше воспоминание повеяло родным спасибо,,,!

    ОтветитьУдалить