вторник, 21 ноября 2017 г.

Тонкая грань между искусством и свободой слова



Что такое искуйсство, я размышляю довольно часто, раза два в год и всегда осознаю свою никчемность перед эпохальным трудом Льва Николаевича, который писал его на сеновале, в идеальной экологической обстановке, положив голову на пышную грудь крепостной девке, которая  сама из себя - кровь с молоком. Раньше быть человеком искуйсства было просто - пишешь картину - художник, пишешь стихи - поэт, делаешь фигуры из камня - скульптор... Потом можно было попроще, достаточно было заявить о себе, как представители той ориентации, которой нужно и все - ты человек искуйсства и вхож в тусовку... Конечно были отдельные индивиды, которые рисовали квадратики в черном или консервировали своё говно, как продукт искуйсства и продавали его на аукционе, но не всем же быть Малевичами или Мандзони? Годика три назад говорил со своей знакомой о некотором деятеле искуйсства из России - страны известной своим балетом и ракетами, есть в этом что-то фаллическое что ли, так там этот индивид, ради искуйсства приколотил себя за свои huevos прямо к центру страны, Красной площади, от чего российские полицейские, люди трепетные и деликатные, чуть сознание не теряли при виде такого. Знакомая моя. которая позиционирует себя человеком близким к искусству, однако только после поиска в Google смогла вспомнить фамилию деятеля, но не его работ, ни чем он знаменит - Google отвечать отказывался. В общем, тогда я пришел к пародоксальному умозаключению, что если для того, чтобы стать знаменитым, надо пройти экзамен, на приколачивание своих яиц к мостовой, то я скорее всего его провалю, потому что мне мои яйца ближе к телу, чем к примеру, чужие.
Около месяца назад, весь прогрессивной интернет ухахатывался с скрытой рекламы, которую делала прокурорша Няш-Мяш фильму "Матильда", в которой император оказывал знаки внимания балерине, то можно было заметить, что были люди, которых этот фильм, как произведение искусства, оскорбил, хотя обращать внимания на их точку зрения я бы не стал - во-первых, Николашка был человеком примитивненьким и виноват в гибели полутора миллиона российских солдат на полях Первой Мировой войны, в которую он втянул Россию, хотя когда в Рассеюшке людей ценили? Во-вторых, балет в России, исполнял туже самую роль, что гарем на Востоке, так что деятельность Няш-Мяш надо рассматривать исключительно, как рекламного агента, ибо такой пиар, как она создала фильму - дорого стоит и черным не бывает.
На их фоне доморощенные попытки израильских деятелей искуйсства выглядят уж слишком убогими - ну выскочил Ариэлюшка Бронз на сцену в чем мать родила и сунул себе в причинное место государственный флаг. Все повозмущались и ... забыли. Хотя это флаг моей страны и я не готов, чтобы он торчал из каждой жопы, к примеру.
Годик назад правда был интересный эксперимент -  поставил один парень позолоченную статую Биби в центре Тель-Авива, которую разнесла возмущенная толпа, чем парень блестяще продемонстрировал то, что в израильском обществе есть куча полоумных, склонных к насилию. Действительно блестящая идея и не только потому что статуя позолоченная, а потому что ее почти сразу же сплагиатили и воздвигли такую же статую Мирьям Наор, председательнице Суда "Справедливости". Кстати, тогда наши либеральные деятели, сразу сменили полярность и чуть ли лапсердаки себе не порвали, потому что ... оскорбление суда. Я тогда так и не понял, в чем суть оскорбления? В позолоченной статуе? То есть в здание Верховного Суда, висят, как мне рассказывали, портреты всех членов этого органа, рукописные и ценой от 15.000$ и это их благородий не оскорбляет, а вот статуя - ты глянь-ка, оскорбляет. Где логика?
 Как по мне,  ставьте мне бюст хоть во Львове, хоть в Тель-Авиве - на здоровье дорогие мои. Заочно разрешаю на мой бюст гадить птицам и возлагать венки поклонникам. Ставьте, но я мало кому интересен, потому что персона не публичная и в целом скучная.
И вот после долгого размышления на тему, что такое искуйсство и где заканчивается искуйсство и начинается свобода слова, я подошел к тому, ради чего писал предыдущие строки. Израиль, это демократическая страна в которой есть свобода слова и свобода слова, как писал покойный С.Довлатов, не всегда есть добро и не должна всем нравиться.
Под ласковым солнцем свободы цветёт все и когда говоришь ты, что-то, что не нравиться другим, имей ввиду, что придёт черед, когда услышишь, что-то нелицеприятное. Основной принцип принцип иудаизма - не делай другому то, что не хочешь, чтобы сделали тебе самому.
Когда год назад либеральные круги Израиля публиковали рисунки премьер-министра страны с пётлей на шее
 и с пеной у рта утверждали, что это свобода творчества, они не задумывались, что все развивается по спирали и теперь, после приговора Элиору Азарии, Интернет заполнили карикатуры на президента Израиля. Оставим вопрос политики и дело Азарии в стороне, рассмотрим сугубо эстетическую и общественную ценность этих действий, их влияние на общество.
Суть вопроса тут такова, что мы живём в демократической стране, а принцип демократии таков, что объектом критики может быть любой гражданин страны и президент Ривлин, он первый гражданин страны, но он равный - у него нет каких-то особых прав или привилегий, чтобы не становиться культурным объектом, потому что если завтра в Израиле начнут запрещать карикатуры на Нетаниягу, Ривлина или Орена Хазана, то в один прекрасный день мы проснемся не в демократической стране, а в каком-то подобии Ирана или Северной Кореи, а я категорически против этого. Лично я не стану - рисовать карикатур на премьера или президента страны, но и молиться на их светлые образы не буду - хватит мне дедушки Ленина в далеком детства, да идолопоклончество, как известно грех.

Комментариев нет:

Отправить комментарий