Первое сентября уже много лет ассоциируется у меня не с началом учебного года, с днём рождения моей, точнее нашей - моей и двоюродной сестры, покойной бабушки Доры (Дарьи) Львовны Уманской. Странно, дату смерти её я помню плохо, а вот рождения запомнил хорошо. Наверно потому, что бабушка сыграла в моей жизни, взрослении слишком заметную роль и слишком любила меня. Я же, со своей стороны, воспринимал её, как настолько глубокую старуху, которая знает всё и везде принимала участие. Со временем к дате первого сентября, добавились две грустные даты - дни смерти маминой сестры Нелли и её мужа, дяди Иосифа.
Как-то чересчур наполненная событиями дата и зайдя, точнее, когда заполз домой, я всё-таки хочу записать то, как мы бабушка Даша спасла нас всех - меня, сестру, дочерей Нелю и Валю. Точнее спасла бабушкина старшая сестра Вера. Бабушка, по словам членов семьи, обладала жёстким характером, был рациональна и хозяйственна, прекрасно готовила и безуспешно пыталась спрятать от меня сладкое, но на момент войны она была беременна моей мамой, Валентиной Владимировной и имела на руках старшую дочь Нинель. В начале июня, её пригласила в гости, бабушкина старшая сестра Вера. Вера, для того времени, была человеком прогрессивным и если у бабушки был трудный, то у Веры был железный характер. Уже в поздние годы, когда произносила своё весомое слово старшая из двух сестёр, младшая скромно замолкала.
Перед началом войны, как я повторяюсь, бабушка приехала к старшей сестре, которая ой-эк, уже была к тому времени разведена и вторым браком, была замужем за украинцем-коммунистом, работником обкома - по тем временам, для еврейски, это был вызов обществу, такой-то брак. Война застала их в Виннице и поначалу ехать в эвакуацию, ни одна из сестёр не хотела, тем более, что были с детьми, да и к тому же была беременна. Пётр, муж Веры, настоял, чтобы они уехали, хотя ещё по Гражданской войне, обе сестры помнили, что там где стояли немцы, был относительный порядок. Вера, получив хорошее внушение от мужа, отыгралась на младшей сестре и по воспоминаниям тех рассказов, что я помню, беременная бабушка Даша опомнилась в поезде, с Нелей в одной руке, моей будущей мамой в животе и мешком хозяйственного мыла. Благодаря этому мылу они и выжили в эвакуации - стирали бельё, обменивали его. Мама, родилась в середине октября, в посёлке Абдулино, Чкаловской области. Благодаря Вере, её мужу Петру и моей бабушке выжила и тётя Неля, и моя мама, и следующие поколения моей семьи живущие в Израиле и США. Пётр, благослови Б0г, его коммунистическую душу, геройски погиб, подорвав себя в доме, окруженный украинскими же полицаями. Некоторые этапы его жизни можно увидеть в фильме "Подпольный обком действует" - такой вот блокбастер советского периода. Там же, когда идут титры, можно увидеть третью бабушкину сестру, Лизу, которая стрижёт партизан в отряде. Из всей огромной еврейской семьи выжило лишь три человека. Дед Вэлф (Владимир) Маркович, вступил на фронте в компартию, воевал, был награждён и когда вернулся домой, то моя мама, никогда не видевшая отца, долгое время не могла называть его папой, тогда у многих детей вообще отсуствовало понятие отца, как таковое.
Лизу, бабушкину сестру и её дочь Женю, спас солдат вермахта, а потом Лиза ушла в лес, к партизанам, где должна была скрывать то, что она еврейка, а её дочь прятали поляки и вырастили, как свою.
Сейчас, спустя много лет, я наконец-то начинаю понимать, то, что не понимал в детстве, как такие древние старухи, как Даша, Вера и Лиза, могли пережить
это страшное время и только благодаря им, я сейчас могу писать эти строки. Как мой дед, Вэлф - робкий и скромный человек, проработавший сначала в театре оперетты, который потом переехал в Одессу, а затем в театре ПрикВО, прошёл эту войну. Откуда и них были силы и духовные, и физические? Другое поколение, не чета нашему - я сегодня проездил пару сотен километров в дорогой машине, а падаю с ног...
Ну а по поводу Петра, украинца и коммуниста, то живи он в своё время в Содоме, наверное Б0г не сжёг бы тот город, из-за одного праведника.
Видимо из-за таких вот петров и безымянных поляков, которые прятали Женю, до сих пор есть хоть какая-то надежда у Украины.
Догорела поминальная свеча, да и завтра снова на работу... Напишу, как-то в другой раз...
Комментариев нет:
Отправить комментарий