суббота, 11 апреля 2020 г.

Мистер Судьба

Одно преимущество вируса, которое он принёс - это освободил дороги от всевозможных пробок, обусловленных нахождением на них в качестве водителей, дамочек среднего возраста, которых полно в среднем руководящем звене любой фирмы и которых в виду посредственной потребности в их работе, отправили в неоплачиваемый отпуск. Результат этого - разгрузили дороги, вождение превратилось в захватывающее действие, когда ты можешь ехать и не думать или думать, а точнее вспоминать.
В детстве я был домашний еврейский ребёнок, глубоко погруженный сначала в литературу, а с приобретением видеомагнитофона, то и в кинематограф, мальчиком. По-детски наивный, я верил всему, что видел в зарубежном кинематографе. Если показывали голубую воду, такого приятного оттенка, то я был убеждён, что вода там, в Америке, такого голубого оттенка и конечно уж не пахнет хлором, как у нас. После эмиграции я с удивлением узнал, что приятный оттенок воде придаёт голубоватая кафельная плитка. Просто? Да, но да такого простого приёма в СССР почему-то светлые головы не могли додуматься, что ещё больше подтверждает тезис, что думать надо о людях, а не о баллистических ракетах, балетах и икре и такая страна, как СССР, должна была стать атрибутом истории.
Да и советскому кинематографу я доверял мало. Как можно верить в неподкупных советских милиционерах, когда мой бедный покойный отец, только и думал, как дать на лапу участковому, пожарному, санэпидстанции и прочим честным и неподкупным служащим советского образа жизни. Всё это, риск своим здоровьем и благополучием, мой отец делал только ради того, чтобы семья вела более сносный уровень жизни. Обладанием автомобилем в СССР - это был предмет роскоши, а уж никак не средство передвижения… Впрочем, какой смысл был читать книги, о той жизни, когда шанс уехать из прекрасной страны Советов был близок к шансу попасть в отряд космонавтов. Мне, как еврею это не светило, вообще. Наверное, бдительные советские органы думали лишь о том, что в качестве космонавта, я постараюсь приземлить на мысе Канаверал?
Мои детские фантазии уносили меня в книги и кино - там я мог быть вождём араваков или пиратом у капитана Блада, жёстким детективом LA или суровым капитаном звёздного корабля. Книги и кино заменяли мне реальность, довольно скучную и постную. Многие из книг и фильмов уже забылись, стёрлись из памяти, хотя в своё время оказали влияние на формирование моей личности, другие же... Подъезжаю к светофору, красный свет. Практически все действия происходят, начинаются, когда автомобиль тормозит на красный сигнал светофора и отсюда начинается развязка сюжета.
Один фильм никак не даёт мне покоя - "Мистер Судьба". Это, как "Эффект бабочки" Брёдбери - прочитал и никогда уже не сможешь забыть. Герой Джеймса Белуши - мужик средних лет, обременённый семьёй, домом и не очень любимой работой, которую он теряет в начале фильма. Вся его жизнь пошла так из-за одного маленького события в жизни - когда-то в детстве он не попал по мячу или не забыл мяч в бейсболе и после этого его жизнь принимает вот такой вот оборот. Он носит свою жизнь, как пиджак с чужого плеча. Нет смысла пересказывать сюжет фильма - сейчас достаточно времени у всех, чтобы посмотреть кино тридцатилетней давности, если уж кому-то приспичит. Тем более, нет смысла его рассказывать, потому что я так и не уверен, сейчас, в концовке ленты. Впрочем, может и задумывалось всё иначе, но законы Голливуда таковы, что всё предсказуемо и за это я предпочитаю европейское кино американскому. Машина трогается, а я говорю с одноклассником. Знакомы уже лет под сорок, у него семья, у меня давно нет и созваниваемся пару раз в году, на самые важные даты - Песах, Рош-ха-Шана и дни рождения. О чем разговоры? Работа отошла на второй план, больше о здоровье и этом вирусе. О том, когда жизнь придёт в норму или то, что мы считали нормой.
О наших одноклассниках, друзьях, общих знакомых, что у кого в жизни, а есть и такие, которые уже давно не с нами и даже иногда думаешь, а не повезло ли им?
Что вообще мы вкладываем в понятие нормальная жизнь? Если бы меня спросили лет 30 назад, то я бы смог дать чёткий и недвусмысленный ответ, а теперь под понятием нормальная жизнь, скорее всего подразумеваю то, что по привычке ездишь на работу, ходишь в спортзал, занимаешься закупками... Иногда, в часы особого вдохновения, добавляешь в ведро холодной воды и немного жидкости из зелёной бутылки, чтобы помыть пол и в квартире был запах свежести. Спрашиваешь себя, а это ли я хотел 30 лет назад? Скорее всего нет, хотя вспомнить трудно. Жаловаться мне не на что, даже на отсутствие семьи - не за кого беспокоиться в сложившейся ситуации.
- и что говоришь? Ну ты даёшь...
- ...да я бы и сам не поверил бы...
- ...как так? Нет, конечно.
Что рассказывать? С одной стороны новостей много, с другой - всё одно и тоже и у всех одинаковое. Говорим о многом, тем много и даже договариваемся встретиться, когда всё нормализуется и будет время. А когда нормализуется и если нормализуется, то времени сразу и не станет.
Подъезжаю к дому и прощаемся, глушу мотор и понимаю, что жизнь пошла не так, в тот самый момент, в 1979 году, где-то на третий или четвёртый день моей школьной жизни. Это событие, потянуло за собой череду других событий и сейчас, спустя сорок лет, можно только гадать, как бы сложилась моя жизнь, если бы я мог вернуться в 1979 год.
Паркую машину и думаю, что может все корни в 1981 году... Или же не надо было идти в музыкальную школу и пойти в секцию? Ну подавал же я надежды... Кормлю котов и понимаю, что в 1983 - тогда не надо было вступать в драку, а вот ... тогда надо было. На улице припекает, пусто... Обещали дождь, завтра. Да и именно в 1986 такой же дождь, блестела брусчатка и тогда прилетает Изя из США, старинный папин друг. 1989 - институт, новые друзья, новая компания, какие-то впечатления. 1991 смерть отца и узнаешь истинную цену и родне, и друзьям. Я поднимаюсь по лестнице - Израиль, кибуц, армия... Каждая ступенька - это очередное решение, которое я хочу изменить, исправить и которое не дано.
- Артур, с праздником! С тобой всё в порядке? - сверху, с лестничного пролёта, ко мне обращается сосед.
- С праздником Васси. Да, всё в порядке...
- А то ты какой-то, - произносит сосед.
- Переработал немного, отдохнуть надо, - отвечаю я. -Всё в порядке, - как может быть у человека, который не живёт своей жизнью.
Порою, просыпаясь по утрам, я надеваю свою жизнь, как чужие джинсы. Сверху всё в порядке, но чего-то в них не то, где-то они жмут, а где-то, наоборот широки и так хочется надеть свой размер.


Tel-Aviv 2020

Комментариев нет:

Отправить комментарий